Сайт органа местного самоуправления
Администрация муниципального района "Красненский район" Белгородской области

Сегодня о критериях риска и обязательные нормы о них.

Земельные отношения
Сегодня о критериях риска. Обязательные нормы о них – в частях 4-8 статьи 23 ФЗ № 248-ФЗ. Что важно учесть? Как на практике решить этот вопрос?

Сегодня о критериях риска. Обязательные нормы о них – в частях 4-8 статьи 23 ФЗ № 248-ФЗ. Что важно учесть? Как на практике решить этот вопрос?
          Закон устанавливает, что критерии риска должны основываться на достоверных сведениях, характеризующих уровень риска причинения вреда (ущерба) в соответствующей сфере, а также практику соблюдения обязательных требований в рамках вида контроля, и обеспечивать возможность контролируемому лицу самостоятельно оценивать правомерность отнесения его деятельности и (или) принадлежащих ему (используемых им) иных объектов контроля к соответствующей категории риска.
Исполнение данного положения требует от контрольного (надзорного) органа анализа соответствующей информации, которая характеризует уровень риска в определенной сфере. Это означает, что КНО должен провести анализ случаев причинения вреда (ущерба) за определенный период, анализ практики нарушений ОТ в этой сфере и на основании этих данных вывести универсальные критерии риска в данном виде контроля.     ✔️ При этом анализируемые сведения должны быть достоверными (то есть подтверждаться фактическими случаями причинения вреда).
При анализе данных сведений и выработке критериев необходимо учитывать:
сведения о степени тяжести фактического причинения вреда (ущерба) в подобных случаях, потенциальном масштабе распространения вероятных негативных последствий, влекущих причинение вреда (ущерба), с учетом сложности преодоления таких последствий;
вероятность наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, проводится с учетом предшествующих данных о фактическом причинении вреда (ущерба) вследствие наступления событий, вызванных определенными источниками и причинами риска причинения вреда (ущерба), по различным видам объектов контроля с выделением видов объектов контроля, характеризующихся схожей или различной частотой случаев фактического причинения вреда (ущерба);
добросовестность контролируемых лиц проводится с учетом следующих сведений (при их наличии) – указаны в части 7 статьи 23 ФЗ № 248-ФЗ.
При данном анализе рекомендуется составить матрицу риска (форма указана в экспертных материалах выше). В матрице разнести случаи фактического причинения вреда (ущерба), нарушения ОТ и таким образом станет понятно: насколько тяжкие последствия какие нарушения вызывают? Насколько часто они происходят конкретно в вашем МО?
Это сложный путь. Но именно на основании этого анализа можно правильно сформулировать рабочие критерии риска, применимые именно в вашем муниципалитете.
Управление рисками, установление критериев риска, индикаторов риска невозможно без учета сведений, используемых при оценке рисков (те, которые характеризуют тяжесть, вероятность, добросовестность и т.д.). Ведь закон обязывает КНО основываться на достоверных сведениях.️
Поэтому необходимо наладить сбор, обработку, анализ и учет сведений, которые используются при управлении рисками (установлении критериев, индикаторов…).
☝️ К таким сведениям могут относится сведения, полученные:
в результате проведения профилактических мероприятий;
в результате проведения контрольно-надзорных мероприятий;
в результате произошедших и зафиксированных событий (инцидентов), не повлекших возникновение вреда (ущерба);
от государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
при реализации полномочий в рамках лицензирования и иной разрешительной деятельности;
из отчетности, представление которой предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации;
по результатам предоставления гражданам и организациям государственных и муниципальных услуг;
из обращений контролируемых лиц, граждан и организаций;
из сообщений средств массовой информации и других открытых источников;
иные сведения, характеризующие уровень рисков причинения вреда (ущерба), полученные с соблюдением требований законодательства Российской Федерации из источников, обеспечивающих их достоверность.
Перечень таких сведений, порядок их сбора, обработки, анализа и учета рекомендуется установить приказом (распоряжением) контрольно-надзорного органа.
Таким образом можно обеспечить (и доказать контролирующим органам) объективность и обновляемость сведений, необходимых для управления рисками.
На основании данных, полученных таким образом, можно устанавливать критерии риска, индикаторы риска.